Блог

Самозанятость: развенчание мифов

Развитие социальных сетей, маркетплейсов и новых цифровых профессий привело к тому, что все больше людей выбирают работу на себя. Официальное оформление доходов важно для фрилансеров, чтобы избежать налоговых проверок и штрафов. Один из доступных способов - оформить самозанятость, которая имеет свои преимущества: быстрая регистрация в мобильном приложении, удобство подтверждения и отслеживания доходов, мгновенная оплата налогов, отсутствие страховых взносов и возможность привлечь больше клиентов. Однако, самозанятость также имеет и недостатки, такие как отсутствие учета стажа работы (самозанятым необходимо самостоятельно оформить договор с Пенсионным фондом России для формирования пенсионных накоплений), отсутствие трудовых льгот (больничные и отпускные не оплачиваются), ограничения по сумме дохода (не более 2,4 миллиона рублей в год) и невозможность официально нанимать работников. Как и все новое, работа в качестве самозанятого окружена множеством мифов, которые могут отпугнуть некоторых людей. В этой статье мы развеем эти мифы.

5 мифов о работе в сфере услуг

1. Самозанятый - неофициальная работа.

Это распространенный миф. Работа в качестве самозанятого является полностью официальной. Самозанятость - это специальный налоговый режим, разработанный государством для людей, которые хотят работать на себя или подрабатывать без официального трудоустройства. Самозанятые платят налог на профессиональный доход (НПД), который составляет 4% для заказов от физических лиц и 6% для заказов от юридических лиц. Обе стороны заключают договор, который официально оформляется и подтверждает расходы.

2. Быть самозанятым и официально трудоустроенным одновременно – невозможно.

Очень распространенный миф. Совмещать вполне возможно. По закону у самозанятого есть право занимать любую должность у работодателя.

3. Самозанятому не оказывают медицинские услуги по полису ОМС.

Это неправда. Все, кто зарегистрировался в налоговой инспекции, имеют право на бесплатную медицинскую помощь по полису ОМС.

4. Средства на карте облагаются налогом.

Это тоже распространенное заблуждение. Самозанятые платят налоги только с доходов от своей деятельности.
Человек сам указывает, какое поступление попадает под НПД. Можно «Заявить о доходе» в мобильном приложении банка или нажать «Новая продажа» в приложении «Мой налог».
Остальные поступления на карту: подарок от родственника, возврат долга, перевод между счетами и т.д – налогом не облагаются.

5. Ограничение сферы деятельности.

Самозанятость доступна практически для всех, однако существуют некоторые ограничения. Физические лица, ведущие небольшой бизнес или подрабатывающие вне основной работы, могут легко зарегистрироваться в качестве самозанятых через приложение “Мой налог” или другим способом. Однако, они не могут трудоустраиваться у своего бывшего работодателя в течение двух лет. Предприниматели без сотрудников также могут стать самозанятыми, отказавшись от ИП, поскольку НПД нельзя совмещать с другими налоговыми режимами. Существуют и некоторые исключения. Самозанятость не подходит для тех, кто занимается перепродажей товаров или торговлей подакцизными товарами, такими как алкоголь, сигареты и меха. Налоговая инспекция может легко выявить такие нарушения. Однако, если вы занимаетесь дизайном, написанием текстов, фотографией, сдачей квартиры в аренду или предоставляете косметические услуги на дому, то самозанятость может быть отличным вариантом для официальной деятельности.

5 мифов о найме самозанятых

Работодатели тоже часто сталкиваются с некоторыми убеждениями, которые отталкивают их от официального трудоустройства самозанятых в свою компанию. Разберем самые распространенные:
  1. Заключение договора с самозанятым не означает, что компания должна платить за него налоги и взносы. Когда компания работает с сотрудником по трудовому договору, она сама платит за него подоходный налог (13%) и страховые взносы. В случае работы с самозанятым, он сам несет ответственность за уплату налогов. Он должен заплатить 6% налога от каждой сделки с юридическим лицом.
  2. Самозанятый, не зарегистрированный как ИП, будет получать штрафы от налоговой. Самозанятость и индивидуальное предпринимательство (ИП) являются разными налоговыми режимами, и их нельзя совмещать. Необходимо выбрать один из этих режимов, который наиболее подходит для вашего вида деятельности, и уплачивать фиксированный процент налога.
  3. Для трудоустройства самозанятого в компании не требуется наличия специального сотрудника. Достаточно изучить несколько особенностей работы с самозанятыми и трудностей не возникнет. Вот основные правила: не нанимать бывших сотрудников в течение двух лет, убедиться, что самозанятый действительно таковым является, запросив у него подтверждающую справку, узнать, не использует ли потенциальный сотрудник другие специальные режимы налогообложения (ИП), заключить договор, в котором будут прописаны условия оказания услуг, их стоимость, права и обязанности сторон и реквизиты, требовать чек об уплате налогов за сделку с вами.
  4. Работа с самозанятыми вызывает подозрения и ненужные проверки. Как уже упоминалось, самозанятые являются полностью легальными. Компании могут без опасений работать с такими работниками, соблюдая правила, перечисленные в предыдущем пункте. У налоговой инспекции не возникнут подозрения, если работодатель и самозанятый сотрудничают в соответствии с правилами налогового законодательства.
  5. Сложности с вводом чеков в 1С. Чтобы убедиться в честности самозанятого сотрудника, работодатель должен иметь чек об оплате налога за сделку. Этот документ должен быть включен в бухгалтерскую отчетность компании. Здесь у работодателя может возникнуть вопрос: как ввести чек самозанятого в 1С? Современные сервисы бухгалтерского учета могут распознавать чеки, например мультисервис для бухгалтерии Энтера позволяет вносить чеки с помощью QR-кодов.
Для этого нужен только чек и смартфон:
  • Войдите или зарегистрируйтесь в Entera со смартфона,
  • Нажмите на зеленую кнопку “Сканировать QR-коды чеков”,
  • Наведите камеру на QR-код. После его распознавания у вас появится сообщение “Прочитано” и возможность нажать кнопку “Отправить”.
  • После отправки чека данные из ОФД будут получены через 5-15 минут.
Как создать чек самозанятому? Через приложение “Мой Налог”: Добавьте новую продажу, выберите тип товара, его стоимость и данные заказчика.
Попробуйте сервис бесплатно на сайте Entera. Если у вас есть вопросы, звоните нам на 8 (800) 550-46-62